Факторный анализ — это набор методов и действий, используемый для выделения из множества наиболее значимых переменных — факторов и выявления взаимосвязей между выделенными факторами.
Факторный анализ, как отдельная группа методов, появился в психометрике, и сегодня успешно используется в экономике, статистике, социологии и маркетинговых исследованиях.
В результате факторного анализа большое число переменных, относящихся к имеющимся наблюдениям, сводят к меньшему количеству независимых влияющих величин, называемых факторами. При этом в один фактор объединяются переменные, сильно коррелирующие между собой. Переменные из разных факторов слабо коррелируют между собой.
Таким образом, целью факторного анализа — сконцентрировать исходную информацию, выражая большое число рассматриваемых признаков через меньшее число более емких комплексных факторов, которые как можно более полно объясняют наблюдаемые связи между переменными, имеющимися в наличии, однако, не поддаются непосредственному измерению.

Главные методы факторного анализа — это, в первую очередь, анализ общих факторов и анализ главных компонент. Реже используют методы факторного анализа:
• Максимального правдоподобия
• Не взвешенных наименьших квадратов
• Обобщенный метод наименьших квадратов
• Распознавания образов
• Альфа — факторный

Когда используют факторный анализ?
Использование факторного анализа в маркетинговых исследованиях трудно переоценить. Маркетологи используют факторный анализ для группировки множеств признаков с целью построения понятных моделей с понятными взаимосвязями переменных — факторов в построенной модели.
Чаще всего факторный анализ в маркетинговых исследованиях используют, когда проводится:
Сегментация потребителей
Создание продукта
Разработка маркетинговой стратегии:
· Стратегии позиционирования
· Стратегии коммуникации
· Медиа — стратегии
· Стратегии ценообразования

Как правило, факторный анализ проводится в несколько этапов. Этапы факторного анализа:
Отбор факторов.
Классификация и систематизация факторов.
Моделирование взаимосвязей между результативным и факторными показателями.
Расчет влияния факторов и оценка роли каждого из них в изменении величины результативного показателя.
Практическое использование факторной модели (подсчет резервов прироста результативного показателя).

Данный вид анализа позволяет исследователю решить две основные задачи: описать предмет измерения компактно и в то же время всесторонне. С помощью факторного анализа возможно выявление факторов, отвечающих за наличие линейных статистических связей корреляций между наблюдаемыми переменными.