Маркетинговые исследования конкурентной среды, в частности - мониторинг и анализ деятельности ближайших, косвенных и потенциальных конкурентов. Для определения конкурентного круга глазами целевого рынка обычно проводятся количественные исследования.
Какие торговые марки целевая аудитория включает в конкурентную среду?
Какие критерии используют потребители для определения конкурентного круга?

Параметры имиджа и репутации изучаются в ходе качественных исследований, таких как фокус-группы или глубинные интервью.
Вопросы в ходе исследования имиджа конкурентов решаются следующие:
Какова репутация и имидж ближайших конкурентов компании?
Насколько имидж конкурентов соответствует ценностям целевой аудитории?
Как имидж связан с результатами деятельности компании?
Насколько на данном рынке репутация компании влияет на ее успехи?
Что влияет на формирование имиджа и репутации?

Маркетинговые исследования направлены на поиск слабых и сильных сторон конкурентов, а внутри компании они обнаруживаются в процессе стратегического анализа деятельности.
Какие сильные и слабые стороны характерны для конкурирующих компаний?
Как сильные стороны конкурентов взаимодействуют с рыночными возможностями и угрозами?
Как слабости конкурентов взаимодействуют с рыночными возможностями и угрозами?
Как можно использовать слабости конкурентов в интересах компании?
В каких областях возможно обострение конкурентной борьбы?

Маркетинговые исследования силы конкурентного давления являются обязательной частью маркетинговой информационной системы.
Каковы рыночные позиции компании?
Какие конкуренты влияют на положение компании на рынке?
Как компания может ограничить рыночное влияние конкурентов?
Какие факторы могут ограничить влияние конкурентов на компанию?

Маркетинговые исследования товаров-заменителей направлены на выявление всех возможных вариантов конкуренции товаров и услуг с точки зрения потребителей.
Какие товары и услуги являются альтернативами друг-другу?
В каких случаях потребитель может переключится на товар-заменитель?
Насколько просто может произойти такое переключение?
Каким образом можно защитить свой товар от переключения на альтернативу?
Какова иерархия свойств товаров в процессе выбора?

Особенное внимания следует уделять изучению операционных маркетинговых стратегий конкурентов, а также их стратегий в сфере позиционирования и сегментирования, поскольку эти стратегии непосредственно направлены на потребителей.
Какие операционные маркетинговые стратегии осуществляли конкуренты?
Каковы результаты осуществления операционных стратегий?
Как позиционируются конкуренты?
Какие стратегии сегментирования применяют конкуренты?
Какие изменения в стратегиях конкурентов могут произойти?
На какие результаты после изменения стратегий рассчитывают конкуренты?

Исследование рынка и потенциальных конкурентов помогает заранее подготовится к появлению на Вашем поле новых конкурентов.
Какие компании могут осуществить вертикальную интеграцию в Ваш бизнес?
Какова вероятность осуществления стратегий вертикальной интеграции в Вашей отрасли?
Каким образом можно обезопасить компанию от появления новых конкурентов?