Цель стратегического планирования - определение наиболее перспективных направлений деятельности организации через эффективное использование ее имеющихся ресурсов для обеспечения роста и процветания организации. Стратегическое планирование имеет три отличительные черты: Внешняя ориентация.

Стратегическое планирование рассматривает тенденции в широком внешнем окружении (макро и. микро), изыскивая при этом новые возможности и потенциальные риски. Внутренняя ориентация.

Стратегическое планирование исходит из средств, которыми располагает компания (финансы, сырье, человеческие ресурсы, «ноу хау»), отыскивая в них сильные и слабые моменты. Стратегическое планирование находит выражение в постановке долгосрочных целей и стратегий на длительный срок.

Стратегический план компании дает ответ на ряд вопросов, актуальных для компании в целом:
на какие рынки ориентируется компания,
какие цели она преследует,
какой конкурентной стратегии следует придерживаться.

Процесс стратегического маркетингового планирования включает следующие этапы:
1. Определение текущей ситуации (миссии и содержания бизнеса)
2. Анализ внутренней среды компании
3. Анализ внешней среды
4. SWOT-анализ и выявление стратегических разрывов
5. Постановка целей
6. Разработка альтернативных стратегий
7. Выбор стратегии
8. Разработка маркетинговой стратегии
9. Разработка годового операционного плана маркетинга
10. Исполнение плана и контроль

Принципы маркетингового стратегического планирования следующие:
взаимосогласованность с общефирменной планировкой - поскольку маркетинговое стратегическое планирование является составной общефирменной плана, оно не может ему противоречить;
базирования на исследовании маркетинговой среды;
цикличность - МСП следует осуществлять как непрерывный процесс, а не рассматривать как деятельность от времени;
гибкость - возможность активной адаптации стратегии согласно изменениям маркетинговой среды;
многовариантность - предполагает учет возможных изменений окружающей среды на этапе формирования стратегии;
полнота и комплексность - для принятия решения должны быть использованы все факты, события и ситуации в их взаимосвязи и в соответствии с их значимости;
четкость;
экономичность - затраты на планирование и осуществление стратегии должны соответствовать полученной прибыли.

Кроме того, стратегическое планирование характеризуется следующими признаками:
- обеспечение эффективной деятельности фирмы на длительный период в 15-20 лет;
- носители идей ~ высшие уровни управления фирмой;
- глобальный подход к решению маркетинговых проблем, отсутствие детализации.

Разработка, реализация и корректировка маркетинговой стратегии является тем фундаментальным компонентом, на котором базируются возможности эффективного сочетания компании с ее внешней средой. Эффективность такого сочетания является ключевым фактором для компании, поскольку именно ее внешнее окружение является единственным источником получения того, к чему она стремится.