Тактическое планирование - это принятие решений о том, как должны быть распределены ресурсы организации для достижения стратегических целей. Тактическое планирование для достижения ближайших целей предприятия предусматривает разработку текущих программ действий, бюджетов и планов прибыли, доводятся до каждого подразделения предприятия, и за каждым подразделением устанавливаетется оперативный контроль за их выполнением.

Тактические планы разрабатываются на ближайшие год-полтора и в течение этого срока систематически подвергаются ревизии Тактическое планирование осуществляется поэтапно:

Первая стадия - маркетинговые исследования - на его результатах основывается разработка тактических мероприятий.

Вторая стадия - определение тактики.

Тактика - конкретные действия, осуществляемые для реализации маркетинговой программы. Действия воплощаются в конкретные мероприятия, разрабатываемые по каждой детализированной целью. За каждым мероприятием определяются необходимые для и его реализации ресурсы, а также технико-экономические и социально-экономические характеристики.

Тактическое планирование включает:
разработку конкретных задач на ближайший период в сфере ассортиментной, торговой, ценовой, рекламной, финансовой,
кадровой и т.д. политики предприятия.
Популярные тактические приемы:
- энергичные действия по продвижению товара;
- прямые контакты с потребителями;
- рекламные мероприятия по системе \"директ мейл\" (прямая почтовая рассылка);
- увеличение персонала представительства за рубежом;
- активное участие в выставках и ярмарках;
- создание филиалов за рубежом;
- выход на новые рынки;
- маркетинговые исследования рынков;
- расширение номенклатуры экспортных товаров (диверсификация);
- адаптация товара к специфическим требованиям иностранного покупателя;
- повышение эффективности сервиса;
- быстрые ответы и принятие мер по писем клиентов.

В плане тактики маркетинга непременно должны быть меры, которые следует начинать, когда оказывается нежелательно отклонения в деятельности предприятия, и лица, отвечающие за быстрое и четкое реагирование на эти отклонения.

Третья стадия- разработка оперативного плана - заключается в четком определении: кто, что, когда, где должен делать с конкретизацией ответственности, времени, места реализации.

Четвертая стадия - определения бюджета маркетинга - предусматривает расчет совокупных расходов на осуществление всех видов (функций) маркетинговой деятельности. При разработке бюджета используют два метода планирования:
- на основе целевой прибыли;
- на основе оптимизации прибыли (функция реакции сбыта).

Пятая стадия - реализация оперативного плана - осуществление плана путем интеграции и координации работ по распределению, продаже, рекламе и стимулированию сбыта.

Планирование как функция менеджмента требует от менеджера принятия решений по четырем вопросам:
цели, действия (пути и средства);
ресурсы (виды и количество);
осуществление плана - распределение обязанностей среди персонала и руководство им для достижения целое.