Вариационный анализ как один из действенных методов достаточно широко применяется при маркетинговых исследованиях. Он предназначен для проверки степени влияния изменения независимых переменных на зависимые,  Или, говоря проще, показывает, каким образом можно учесть и использовать в интересах компании результаты анализа независимых внешних факторов.
 Несмотря на кажущуюся сложность формулировок, вариационный анализ используется весьма обширно и конкретно. Главное – корректно сформулировать постановку вопроса для определения критериев исследования и получения практически применимых в деятельности компании результатов. Можно как пример привести несколько наиболее типичных форм постановки вопросов при таких исследованиях:
- Влияет ли вид упаковки на размер сбыта?
- Влияет ли цвет рекламного объявления на его запоминаемость?
- Влияет ли выбор формы сбыта на величину продаж?
Также достаточно существенным инструментом правильной маркетинговой политики является вариационный анализ колебания цен на рынке товаров или услуг.
Колебание цен отражает меняющуюся ситуацию на рынке, колебания спроса и предложения, различия в качестве товаров, покупательной способности отдельных социальных групп, влияние конкуренции. Учитывая эти факторы и прислушиваясь к советам специалистов, вполне реально удержать на оптимальном уровне продажи и цены даже в условиях нестабильных рынков или их постоянных изменений.
Один из известнейших маркетологов сказал: «В финансах вариационный анализ отлично работает... Почему не применять его и в маркетинге?». Простая истина - если результаты показывают, что ваши предположения оказались ошибочными, необходимо перейти к вариационному анализу. Это означает, что вы анализируете то, на чем был основан ваш проект и вносите коррективы, учитывая новые данные или результаты. И такие изменения – совсем не признак непостоянства. Держа в уме стратегическое направление и применяя результаты вариационного анализа, вы будете добиваться того, в чем и заключается смысл любого бизнеса - продавать больше товаров большему числу покупателей по более высоким ценам.