Внутренний маркетинговый аудит определяется как “комплексное, системное, беспристрастное и регулярное исследование маркетинговой среды фирмы и задач, стратегий и оперативной деятельности с целью выявления возникающих проблем и открывающихся возможностей и выдачи рекомендаций относительно плана действий по совершенствованию маркетинговой деятельности этой фирмы” применительно в внутренней деятельности компании. Условно внутреннюю деятельность компании можно разделить на два сегмента  –сегмент материальных ресурсов и сегмент персонала.
В рамках внутреннего анализа сегмента материальных ресурсов компании часто проводят АВС – и XYZ – анализ.
ABC-анализ — метод, позволяющий классифицировать ресурсы компании по степени их важности. В его основе лежит принцип Парето — 20 % всех товаров дают 80 % оборота. По отношению к ABC-анализу правило Парето может прозвучать и так: надёжный контроль 20 % позиций позволяет на 80 % контролировать систему, будь то запасы сырья и комплектующих, продуктовый ряд предприятия и т. п. По сути, ABC-анализ — это ранжирование ассортимента по разным параметрам. Ранжировать таким образом можно и поставщиков, и складские запасы, и покупателей, и длительные периоды продаж — всё, что имеет достаточное количество статистических данных. Результатом АВС анализа является группировка объектов по степени влияния на общий результат.
 При необходимости проводят и  XYZ-анализ, который позволяет произвести классификацию ресурсов компании в зависимости от характера их потребления и точности прогнозирования.
Аудит внутреннего маркетинга по сегменту персонала может проводиться методом анализа "важность-исполнение". Изучается использование методов традиционного маркетинга по отношению к персоналу фирмы. Рассматривается и анализируется состояние стандартов оказания услуг внешним потребителям. При необходимости персонал фирмы как второй внутренний целевой рынок фирмы сегментируется, и изучаются потребности этих сегментов. Затем изучается степень удовлетворения рабочих потребностей персонала и их влияние на качественное обслуживание внешних потребителей. Это важно для любой компании, но особенно большое значение подобный маркетинговый аудит имеет для компаний, работающих на рынке услуг. Доказано, что через эффективное удовлетворение нужд персонала, находящегося в контакте с потребителями, фирма увеличивает свои возможности эффективно удовлетворять, а значит и удерживать, внешних потребителей, что является гарантией выживаемости фирмы на рынке.
Принцип Парето действует и в этой сфере - постоянные деловые отношения примерно с 20% всех клиентов фирмы приносят около 80% общей прибыли фирмы. Другими словами, в сегодняшней конкурентной среде фирме выгоднее иметь и обслуживать на долгосрочной основе постоянных клиентов, нежели тратить маркетинговые средства на привлечение одноразовых новых клиентов. Поэтому анализ состояния уровня подготовки персонала и его работы с клиентами – один из важных слагаемых успеха.